новость

Дмитрий Драгилёв о романе “Некоронованные”

Сегодня в магазине Babel (Берлин) состоится презентация романа Дмитрия Драгилёва. Мы расспросили автора о его книге.

Наверное, этот роман — не только о самостоятельном осмыслении эмигрантского опыта, с более или менее детальным разбором внутренних и внешних обстоятельств "изъятости", когда смотришь "незамыленно", без восторженности, экзальтации и даже без будничного приятия. В тексте прорисовано определённое "экзистенциальное состояние в чужом ландшафте", но вместе с тем вся вторая часть посвящена "родимой стороне" — условной, конечно. Каждый вправе представить, предположить свой уголок, провести параллели. Если воспользоваться определениями Дениса Ларионова и Виктора Ерофеева, то перед нами — одиссея сентиментальных идеалистов, раздираемых внутренними противоречиями, ищущих любви, признания, балансирующих в ситуации бесконечных внутренних и внешних споров, разлада с собой, нянчащихся или борющихся с различными ценностями в тщетной или не вполне тщетной попытке сохранить, уберечь то, что можно было бы выразить истёртым девизом "твори добро". Без оглядки на возможные итоги благих намерений. Кто такие "Некоронованные"? "Непразднуемые", непризнанные. Название подразумевает людей без титулов — но ещё и без возведенных в абсолют идей, без фиксированных идеологий. Герои "без короны" в смысле освобождения от традиционных ролей, но при этом уязвимые перед вирусами времени. Даже городские "часы" и элементы пейзажа напоминают о мире без властителей, но во власти механизмов. В "новый календарный цикл" втягивается вся современность, создавая ощущение "выбитого" времени — политические сдвиги, пандемия, война. Метафоры якорных часов, марионеток, маятника и механизма Антикитеры, Небрского диска формируют образ истории как странного кунстштюка, который работает со сбоями, неизбежно сталкивая людей с самими собой и с миром. Здесь проявляется и карнавал внутреннего голоса, когда старые слова и смыслы на глазах дешевеют, а "вирусы символов" диктуют новые метрики — атмосферу смешения идентичностей и историй. Герои балансируют между контекстами; лирические отступления обнажают культуру фрагментарного восприятия мира. Ведь эмиграция — не география, а состояние сознания. Люди несут с собой прошлые травмы, комплексы, триггеры, привычки. То, что происходит с ними в Берлине, могло бы случиться в любой другой точке мира. Сам Берлин — город, в котором протагонисты возникают из ниоткуда на время и так же быстро исчезают. Город становится персонажем — одновременно уютным и чужим, холодным и живым, "городом-зеркалом", отражающим состояние героя. Куда мы, где мы, зачем? 
                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Одна из ведущих линий романа — цепь катастрофических, неуклюжих, доведенных до нулевого результата отношений главного героя и его друзей. Любовь здесь — не романтика, а ниточка к прошлому, привязка к миру, который постоянно ускользает. Банально было бы говорить о том, что современный человек живёт в мире, утратившем ориентиры, но продолжает искать свои якоря — любовь, музыку, память, друзей, пошло говорить о том, что абсурд — естественное состояние человека XXI века. Поэтому история и личная жизнь переплетены, как механизмы "якорных часов". Мы все — некоронованные, но именно это даёт свободу быть собой. Время неровное, мир "поломан", и тем не менее человек всё ещё может оставаться человеком.

Что касается меня самого, своим основным занятием я всегда считал стихи. Первая публикация была в Риге аж в 1986 году, в начале 90-х был принят в студию-семинар молодых авторов при СП Латвии, членом которого ныне являюсь, в 2001 вышел первый сборник в украинском городе Винница, в 2004 стихи вошли в московскую антологию "Освобожденный Улисс", в 2019 были отмечены стипендией Берлинского сената. Есть еще музыкальное поприще, которому я уделяю не менее пристальное внимание. А роман писался долго, поэтому в его ткань вплетались все новые наблюдения, обретения и потери, знакомства и ситуации.

Начало презентации в 19:00. Вход свободный.